Основы для живописи

Создание живописного художественного произведения, помимо творческого видения и природных способностей самого художника, несет в себе совокупность различных знаний — теоретических и практических — основываясь на которые, художник ведет свою работу.

В этом разделе мы рассмотрим именно технологическую сторону создания картины — основные материалы, используемые в работе.

Для начала рассмотрим из чего состоит сама картина, представим ее в разрезе и разберем по слоям. Для наглядного примера посмотрим на рис.1:  условная схема слоев всей поверхности картины.

 

  1. Основа для живописи
  2. Проклейка
  3. Грунт
  4. Имприматура
  5. Красочный слой
  6. Лак

 

Схема условна, составляющие слои могут незначительно  варьироваться (например, использование имприматуры не является обязательным).

Говоря о живописном слое, его также можно разделить на несколько составляющих, но эту эту тему мы рассмотрим чуть позже.

Начнем по порядку:

  1. Основа для живописи

 

Основы для живописи различны, их использование в практике мирового изобразительного искусства привязано к временным рамкам. Если не углубляться далеко в историю, отсылающую к самым древним изображениям — к наскальным рисункам, где основой служил камень, а начать рассматривать с более позднего времени, когда сформировалось понятие живописи, можно выделить несколько материалов, используемых в качестве основы для живописи

  • Дерево
  • Тканые основы (Холст)
  • Металл
  • Бумага, пергамент
  • Штукатурка ( для монументальной живописи, фрески)

 

Деревянную основу изготавливали из различных пород древесины (липа, лиственница, кедр, дуб, пихта, сосна, ель, груша, бук,каштан, тополь, вяз и др.), выбор породы древесины носил исключительно географический характер.

К самым древним изображениям, известным в истории изобразительного искусства, относятся фаюмские портреты (1-3 в.н.э, Римский Египет), написанные в технике энкаустики* (энкаустика — техника живописи, где воск является связующим веществом).

Наиболее известный и близкий нам пример использования деревянной доски в качестве основы — это иконопись, в большей степени сохранившая традиции и каноны.

Несмотря на дальнейшее появление холста, использование деревянных основ было широко распространено вплоть до конца 17 века в западноевропейской и русской живописи.

 

Холст в качестве основы для живописи начали применять с 15 века, он быстро получил распространение и популярность. К первым холстам можно отнести конопляные и льняные ткани. На сегодняшний день льняной холст имеет наибольшую популярность, и является самым прочным и долговечным ( в отличии от хлопковых, а также современных синтетических холстов), за счет своей высокой устойчивости к внешним воздействиям, в частности к температурно-влажностным факторам.

Популярность использования холста на протяжении столетий объясняют его многочисленные преимущества: портативность (удобство перемещения), лёгкость эластичность, устойчивость к деформациям, возможность выбора плотности и фактуры поверхности холста, более дешевый в производстве в отличии от дерева.

 

Плотность и фактура холста определяется толщиной самих нитей и их переплетением. Так в современном ассортименте холстов можно выделить: крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый холст. Выбор фактуры холста зависит от цели и техники письма, авторской задумки художника. Так, например, эталонная в своем техническом плане живопись голландцев(фламандцев) выполнялась на тонких холстах с мелким зерном, холст полностью забивался грунтом и на выходе получалась абсолютно ровная гладкая рабочая поверхность холста, соответствующая технике письма. С развитием мирового искусства, перескакивая на столетия вперед, можно наблюдать как менялся выбор и предпочтение фактуры холстов — более явная, визуально видимая фактура холста начала отвечать потребностям художественно замысла и технике наложения краски, в том числе пастозному письму с выраженной фактурой (в большей степени относится к импрессионистам, западной и русской живописи 19-20 вв. и по сегодняшний день)

 

Говоря о плетении холста, выделим : полотняное , саржевое и атласное (рис.2), также существует плетение рогожка (двунитка), холст такого плетения часто называют “Репинским”. Плетение рогожкой отличает повышенное количество и плотность нитей, более ровная однородная поверхность холста.

 

Подрамник для холста.

Для дальнейшего применения холста, его необходимо натянуть на подрамник.

Подрамник представляет собой 4 бруска (рейки) соединенных по периметру. Подрамники существуют нераздвижные, напоминающие собой раму, где углы склеены или соединены таким образом, что конструкция остается неподвижной (жесткой), и раздвижные подрамники, у которых углы соединяются подвижным образом (“в шип”) и регулируются с помощью раздвижных клинков.

Рейки подрамников должны быть фигурные с фаской или иметь скосы для того чтобы холст не лежал на поверхности всей доски, а касался лишь ее крайней части, тем самым получая лучшее натяжение. На рис.3 приведены примеры реек подрамника с фасками ( фаска — фигурный выступ в виде бордюра по периметру подрамника) и со скосом. Лучшими являются закругленные фаски, так как при сильном натяжении, холст (и живопись вместе с ним) не “ломается” и более равномерно распределяется сила натяжения на данном участке.

Для подрамников больших размеров необходимо использовать центральную перекладину или крестовину, которые играют роль распора и обеспечивают лучшее и постоянное натяжение холста.

В современной художественной  практике наиболее распространенный способ крепления холста к подрамнику — крепление с помощью скоб и степлера. В музейной реставрационной практике преобладает метод крепления специальными гвоздиками.

Обращаясь к истории и первым произведениям, выполненным на холсте, существовал метод натяжки так называемый “ласточкин хвост”. Суть состояла в том что на подрамник большего размера натягивался холст меньшего размера с помощью толстых нитей или веревок (рис.5). Данный метод также носит название “староголландский”.