Создание живописного художественного произведения, помимо творческого видения и природных способностей самого художника, несет в себе совокупность различных знаний — теоретических и практических — основываясь на которые, художник ведет свою работу.
В этом разделе мы рассмотрим именно технологическую сторону создания картины — основные материалы, используемые в работе.
Для начала рассмотрим из чего состоит сама картина, представим ее в разрезе и разберем по слоям. Для наглядного примера посмотрим на рис.1: условная схема слоев всей поверхности картины.
- Основа для живописи
- Проклейка
- Грунт
- Имприматура
- Красочный слой
- Лак
Схема условна, составляющие слои могут незначительно варьироваться (например, использование имприматуры не является обязательным).
Говоря о живописном слое, его также можно разделить на несколько составляющих, но эту эту тему мы рассмотрим чуть позже.
Начнем по порядку:
- Основа для живописи
Основы для живописи различны, их использование в практике мирового изобразительного искусства привязано к временным рамкам. Если не углубляться далеко в историю, отсылающую к самым древним изображениям — к наскальным рисункам, где основой служил камень, а начать рассматривать с более позднего времени, когда сформировалось понятие живописи, можно выделить несколько материалов, используемых в качестве основы для живописи
- Дерево
- Тканые основы (Холст)
- Металл
- Бумага, пергамент
- Штукатурка ( для монументальной живописи, фрески)
Деревянную основу изготавливали из различных пород древесины (липа, лиственница, кедр, дуб, пихта, сосна, ель, груша, бук,каштан, тополь, вяз и др.), выбор породы древесины носил исключительно географический характер.
К самым древним изображениям, известным в истории изобразительного искусства, относятся фаюмские портреты (1-3 в.н.э, Римский Египет), написанные в технике энкаустики* (энкаустика — техника живописи, где воск является связующим веществом).
Наиболее известный и близкий нам пример использования деревянной доски в качестве основы — это иконопись, в большей степени сохранившая традиции и каноны.
Несмотря на дальнейшее появление холста, использование деревянных основ было широко распространено вплоть до конца 17 века в западноевропейской и русской живописи.
Холст в качестве основы для живописи начали применять с 15 века, он быстро получил распространение и популярность. К первым холстам можно отнести конопляные и льняные ткани. На сегодняшний день льняной холст имеет наибольшую популярность, и является самым прочным и долговечным ( в отличии от хлопковых, а также современных синтетических холстов), за счет своей высокой устойчивости к внешним воздействиям, в частности к температурно-влажностным факторам.
Популярность использования холста на протяжении столетий объясняют его многочисленные преимущества: портативность (удобство перемещения), лёгкость эластичность, устойчивость к деформациям, возможность выбора плотности и фактуры поверхности холста, более дешевый в производстве в отличии от дерева.
Плотность и фактура холста определяется толщиной самих нитей и их переплетением. Так в современном ассортименте холстов можно выделить: крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый холст. Выбор фактуры холста зависит от цели и техники письма, авторской задумки художника. Так, например, эталонная в своем техническом плане живопись голландцев(фламандцев) выполнялась на тонких холстах с мелким зерном, холст полностью забивался грунтом и на выходе получалась абсолютно ровная гладкая рабочая поверхность холста, соответствующая технике письма. С развитием мирового искусства, перескакивая на столетия вперед, можно наблюдать как менялся выбор и предпочтение фактуры холстов — более явная, визуально видимая фактура холста начала отвечать потребностям художественно замысла и технике наложения краски, в том числе пастозному письму с выраженной фактурой (в большей степени относится к импрессионистам, западной и русской живописи 19-20 вв. и по сегодняшний день)
Говоря о плетении холста, выделим : полотняное , саржевое и атласное (рис.2), также существует плетение рогожка (двунитка), холст такого плетения часто называют “Репинским”. Плетение рогожкой отличает повышенное количество и плотность нитей, более ровная однородная поверхность холста.
Подрамник для холста.
Для дальнейшего применения холста, его необходимо натянуть на подрамник.
Подрамник представляет собой 4 бруска (рейки) соединенных по периметру. Подрамники существуют нераздвижные, напоминающие собой раму, где углы склеены или соединены таким образом, что конструкция остается неподвижной (жесткой), и раздвижные подрамники, у которых углы соединяются подвижным образом (“в шип”) и регулируются с помощью раздвижных клинков.
Рейки подрамников должны быть фигурные с фаской или иметь скосы для того чтобы холст не лежал на поверхности всей доски, а касался лишь ее крайней части, тем самым получая лучшее натяжение. На рис.3 приведены примеры реек подрамника с фасками ( фаска — фигурный выступ в виде бордюра по периметру подрамника) и со скосом. Лучшими являются закругленные фаски, так как при сильном натяжении, холст (и живопись вместе с ним) не “ломается” и более равномерно распределяется сила натяжения на данном участке.
Для подрамников больших размеров необходимо использовать центральную перекладину или крестовину, которые играют роль распора и обеспечивают лучшее и постоянное натяжение холста.
В современной художественной практике наиболее распространенный способ крепления холста к подрамнику — крепление с помощью скоб и степлера. В музейной реставрационной практике преобладает метод крепления специальными гвоздиками.
Обращаясь к истории и первым произведениям, выполненным на холсте, существовал метод натяжки так называемый “ласточкин хвост”. Суть состояла в том что на подрамник большего размера натягивался холст меньшего размера с помощью толстых нитей или веревок (рис.5). Данный метод также носит название “староголландский”.