Масляные краски и пигменты

Масляные краски.

Насколько исторически древним может быть использование масляных красок нам доподлинно неизвестно: так появление первых масляных красок приписывается к IV-VI векам, или находит свое упоминание в теоретических трудах Х-ХII веков.

Но несмотря на возможность использования техники масляной живописи в столь ранний период, изобретение масляных красок и техники приписывается Ван Эйку (ХV век, Фландрия). Практически в этот же период техника масляной живописи была привезена в Италию, где и получила свой небывалый расцвет, и повлияла на становление изобразительного искусства эпохи Возрождения.

О составе масляных красок —

Масляные краски состоят из наполнителя и связующего. Наполнителем является пигмент, связующим — масло.

Масла, применяемые в живописи, можно разделить на растительные и эфирные.

  • Растительные масла делятся на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.

Высыхающие масла: льняное, маковое, ореховое, конопляное

Полувысыхающие масла: подсолнечное, хлопковое, маисовое, рапсовое, сезамное, масло липового дерева

Невысыхающие масла: миндальное, оливковое, касторовое, пальмовое, кокосовое, фисташковое.

Растительные масла носят название омыляющихся масел или глицеридов. Они являются нелетучими, нерастворимыми в воде, плохо растворяются в спирту, хорошо растворяются в эфирных маслах.

  • Эфирные масла:

Бензин, бензол, керосин, толуол, ксилол и др., состоящие из нефти и каменного угля

Скипидары    

Масло копайского бальзама, копаловое, янтарное, лавандовое и розмариновое масла

Эфирные масла являются летучими, неомыляющимися. Скипидары окисляются (осмоляются).

Так как высыхающие растительные масла, используемые в живописи, имеют свойство обращаться в твердые вещества при контакте с воздухом, правильнее будет сказать, что масляные краски не высыхают, а затвердевают или полимеризуются.

При затвердевании масляных красок,  на поверхности образуется пленка, почти воздухонепроницаемая, из-за чего высыхание красок является длительным процессом. Засыхание масляного слоя занимает 1-2 месяца, полное просыхание живописных слоев может занять около двух лет. Поэтому покрытие финишным лаком необходимо выполнять после полного просыхания картины.

В живописи наиболее часто используемым является льняное масло.

Льняное масло представляет собой масло светло-золотистого цвета (при холодном отжиме) и более темное — коричнево-золотистое (при горячем отжиме).

Лучшим по свойством считается уплотненное, полимеризованное льняное масло. Такое масло можно получить самостоятельно, оставив его настояться на солнце, чем дольше настаивается масло, тем больше повышается его качество. В процессе полимеризации  масло загустевает, и приобретет прозрачность.

Льняное масло в качестве связующего превосходит другие высыхающие масла по своим качествам. Прибыль и убыль в весе, и как следствие сжатие масла —  минимально, поэтому при высыхании оно менее подвержено растрескиванию.

Но, как и любые другие масла, льняное масло способно желтеть и темнеть (из-за присутствия линолевой кислоты).

Тем не менее использование льняного масла является основным связующим в живописи прошлых веков, и остается наиболее популярным на сегодняшний день.

Старые мастера во избежании изменения цвета и тона живописи, прослушивали ее на солнечном свете. Так живописный слой лучше просыхал, масло полимеризовалось естественным путем и живописный слой сохранял свою “свежесть” и прозрачность.   

 

Пигменты.

В качестве наполнителей масляных красок применяют пигменты — органические и неорганические (минеральные), в производстве красок их насчитывается порядка двух тысяч.

Минеральные(неорганические) пигменты можно поделить на следующие группы:

  • Натурального происхождения — природные минеральные земли, охры, умбра, болюсы, сина, горная киноварь, натуральный ультрамарин
  • Искусственного происхождения — кадмий, киноварь, медянки, марганец, белила (титановые, свинцовые, цинковые, баритовые) и др. пигменты получаемые из металлов

Органические пигменты можно также разделить на группы:

  • Натуральные — получаемые из растительных или животных компонентов, носят название “краски-лаки”
  • Искусственного происхождения — редко встречаются в живописи, имеют происхождение из каменноугольного дегтя.

                                                                        

 

Основные краски, используемые в живописи.

  • Белые краски : свинцовые , баритовые, титановые, цинковые белила

Свинцовые белила —  являлись основной белой краской до ХIХ века. Укрывистая, пластичная, быстросохнущая, устойчивая краска, но свинцовый белила ядовиты, также чернеют под воздейстыием сернистых газов, желтеют в темноте, со временем теряют свою укрывистость ( что отражается на общем облике живописи, написанной, например, на темном грунте). В современной практике свинцовые белила не используются из-за своей ядовитости.

Цинковые белила — изобретены в середине 19 века как альтернатива ядовитым свинцовым белилам. Устойчивы, хорошо смешиваются с другими красками. Недостатками являются их медленное высыхание, невысокая кроющая способность, склонность к растрескиванию, что делает живопись хрупкой. Имеют свойство приобретать зеленый оттенок.

Титановые белила — появились в первой четверти 20 века. Высокая кроющая способность, не ядовиты, не изменяются под воздействием серных газов, но медленно сохнут, могут желтеть при избытке масла и сереть под воздействием света. Избегать смешения с кобальтами, ультрамарином, кадиями и крап-лаком.

Баритовые белила (бланфикс) — в мировой живописи встречаются с первой четверти 19 века. Стойкие, не ядовитые, прочны в смесях с другими красками. Не являются кроющими. В масляных красках не применяются (только в качестве добавки), применяются в гуаши, пастели.

  • Желтые краски: охра светлая, охра оранжевая, охра золотистая, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, неаполитанская желтая, индийская желтая.

Охра светлая — светостойкая, кроющая краска, хорошо смешивается с другими красками

Охра оранжевая, золотистая — полулессировочные краски, прочные, медленно сохнущие, хорошо смешиваются.

Средние и темные охры имею такие же качества, как и выше перечисленные, но имеют способность темнеть после высыхания.

Сиена натуральная — лессировочная краска, медленно сохнет, может темнеть в смесях.

Марсы желтый и оранжевый — используются с конца 19 века, являются искусственными охрами, маслоемкие, прозрачнее натуральных охр. Прочные, хорошо смешиваются.

Неаполитанская желтая — может иметь различные оттенки от светло-желтого до оранжевого, кроющая, светостойкая, чернеет под воздействием сероводорода, является свинцовой краской, ядовита.

Индийская желтая — органического происхождения (из экскрементов животного происхождения), лессировочная краска, маслоемкость 100%  (“краска-лак”), светостойкая. Использовалась с 19 по 20 век. В современном производстве заменена искусственным вариантом. Индийская желтая широко применяется в реставрационной практике.

Также существуют желтые краски, которые имели широкое распространение в истории живописи, но не используются в современной практике, к таким можно отнести Массикот — окись свинца, свинцово-оловянная желтая, как и свинцовые белила, являлась ядовитой. Применение ее было с древних времен и до конца 18 века: присутствует в египетских росписях, в живописи Готики и Ренессанса. Технология производства данной краски неизвестна.

  • Зеленые краски: яр-медянка, зеленый хром, изумрудная зеленая, кобальт зеленый.

Ярь-медянка — очень ядовитая краска, производство известно с древних времен и до конца 18 века, изменчива под влиянием внешних факторов и в сочетании с другими красками, склонна менять свой зеленый цвет в сторону черно-коричневого.

Зеленый хром (окись хрома) — укрывистая, стойкая, быстро сохнет, хорошо работает в смесях, применяется со второй половины 19 века

Изумрудная — лессировочная краска, хорошо смешивается с другими красками, производится с 19 века

Кобальт зеленый ( в том числе светлый, темный, зелено-голубой) —  используется с со второй половины 19 века, укрывистая способность — средняя, хорошо сохнет и смешивается с другими красками.

  • Коричневые краски: умбра натуральная, умбра жженая, сиена жженая, марс коричневый, коричневая Ван Дейка, асфальт.

Умбра натуральная — (от итал. происхожд. в Умбрии) — прочная, быстросохнущая, является сиккативом в смесях, хорошо смешивается.

Умбра жженая — производится из умбры натуральной методом прокаливания, обладает такими же свойства, отличается теплым красноватым оттенком.

Сиена жженая — получается из сиены натуральной путем обжига, имеет насыщенный красно-коричневый оттенок, полулессировочная, темнеет в смесях.

Марс коричневый — разновидность искусственной охры, получается из марса желтого, прочная, прозрачная, укрывистость — средняя, хорошо смешивается.

Коричневая Ван Дейка — глубокая черно-коричневая лессировочная краска, может сереть под воздействием света, широко использовалась в 17 веке.

Асфальт — исключительно лессировочная краска, асфальты относятся к мигрирующим краскам, то есть способны мигригорвать(проникать) из нижних слоев в верхние, в том числе препятствует высыханию масла.

  • Красные краски: кадмий, киноварь, болюс, английская красная, крап-лаки.

Кадмий красный — светостойкая, кроющая краска, относится к искусственным краскам, изобретена в начале 20 века.

Киноварь натуральная — один из древнейших пигментов, укрывистая краска, чернеет, использовалась до конца 17 века. В настоящее время заменяется кадмием.

Красный болюс — натуральный пигмент (земляной гематит, глина и известняк), широко применялся в грунтах.

Английская красная — относится к искусственным краскам, прочная и кроющая краска, быстро сохнет, устойчива в смесях.

Крап-лаки — лессировочные краски, с интенсивным цветом, раньше получали из корней красильной марены, в современной практике заменены на искусственные.

  • Синие краски: ультрамарин, кобальт, церулеум.

Ультрамарин — натуральний ультрамарин производили из ляпис-лазури (полудрагоценного камня), чувствителен к повышенной кислотности из-за чего возможно было посерение слоев, использовали до середины 19 века.

Искусственный ультрамарин (темный, светлый) — укрывистая, хорошо смешивается с другими красками.

Кобальт синий (темный, светлый) — высокая маслоемкость, хорошо сохнет, служит сиккативом в смесях, появился в 19 веке.

Церулеум — светоустойчивая, кроющая, стойкая в смесях, используется как художественная краска со второй половины 19 века.

  • Фиолетовые краски: кобальт фиолетовый темный и светлый.

Кобальт фиолетовый темный устойчив к свету и в смесях, в то время как кобальт фиолетовый светлый является непрочной и ядовитой краской.

  • Черные краски: слоновая кость, кость жженая, сажа , персиковая и виноградная черные.

Слоновая кость — маслоемкая, в разбеленном виде серо-перламутровая. Производилась путем сжигания слоновых костей.

Кость жженая — глубокая черная краска, в разбеле дает холодный серый тон.

Сажа ламповая, газовая — маслоемка, мигрирует в слоях.

Персиковая и виноградные черные — маслоемкие краски, легкие, неустойчивы к свету, имеют способность сереть. Производятся обугливанием косточек и выжимок.