Художественный лицей им. Б.В.Иогансона

Художественный лицей им. Б.В. Иогансона, он же СХШ или Санкт-Петербургский государственный академический лицей при Российской Академии Художеств.

Располагается лицей на Васильевском острове , улица Детская 17 к 1. Основан в 1934 году. Обучение проводится с 5 класса общеобразовательной школы. Прием детей осуществляется на конкурсной основе. Обучение бесплатное за счет федерального бюджета. Лицей является средним общеобразовательным учреждением с углубленным изучением предметов в области изобразительного искусства. В лицее имеются три отделения по специальностям «Живопись», «Скульптура», «Архитектура». Конкурсные испытания для абитуриентов проводятся в мае-июне.

Что необходимо сдавать в качестве экзаменов? Вступительные испытания проводятся в 3 этапа : 1)заочный — отбор по портфолио, 2) собеседование — история искусств, 3) очный — творческое испытание по рисунку, живописи и композиции.

Первый и второй этапы оцениваются системой «Зачет»/»незачет» , третий очный этап оценивается по 10 бальной шкале.

Портфолио для допуска к дальнейшим экзаменам должно отвечать требованиям:

Для поступающих в 5  класс по направлению «Живопись» – Рисунок: Натюрморт с гипсовым кубом, натюрморт из простых быт.  предметов Бум.графит (40х50) не менее 5 шт., Живопись: Натюрморт из простых быт.  предметов бум.акварель (40х50) не менее 5 шт. Композиции на тему «Сказка». Бум.акварель, размер 40х50 не менее 5 шт. Наброски, зарисовки, этюды.


Для поступающих в 6  класс по направлению «Живопись»Рисунок: Натюрморт с гипсовыми геометрическими фигурами, (призма, пирамида, шар, конус) натюрморт из простых быт.  предметов Бум.графит (40х50) не менее 5 шт., Живопись: Натюрморт из простых быт.  предметов бум.акварель (40х50) не менее 5 шт. Композиции на тему «Сказка». Бум.акварель, размер 40х50 не менее 5 шт. Наброски, зарисовки, этюды.


Для поступающих в 7  класс по направлению «Живопись»  – Рисунок: Простой гипсовый орнамент, натюрморт из быт.  предметов Бум.графит (40х50) не менее 5 шт., Живопись: Натюрморт из простых быт.  предметов бум.акварель (40х50) не менее 5 шт. Композиции на разные темы (мифы, былины). Бум.акварель, размер 40х50 не менее 5 шт. Наброски, зарисовки, этюды.

В 8 класс по направлению «Скульптура» – Рисунок: Гипсовый орнамент средней сложности ,  Бум.графит (40х50) не менее 5 шт.,: Скульптура- рельеф средней сложности (глина или пластилин)фото (15х20)фасад и ¾ каждого рельефа не менее 3 шт. Композиции с людьми ,животными фото (15х20) не менее 5 шт. Наброски, зарисовки, этюды.

В 8 класс по направлению «Живопись» — Рисунок: Части лица Давида (глаз,губы, нос, ухо), Бум.графит (40х50) не менее 5 шт., Живопись: Натюрморт из быт.  предметов бум.акварель (40х50) не менее 5 шт. Композиции на разные темы. Бум.акварель, размер 40х50 не менее 5 шт. Наброски, зарисовки, этюды.


В 9 класс по направлению «Живопись» – Рисунок: Гипсовая голова (Антиной, Аполлон, Гермес) Бум.графит (размер 40х50) не менее 5 шт., Живопись: Натюрморт средней сложности бум.акварель, либо холст,масло (размер 40х50) не менее 5 шт.,. Композиции на разные темы. Бум.акварель, либо холст, масло размер 40х50 не менее 5 шт. Наброски, зарисовки, этюды.

В 10 класс по направлению «Архитектура» – Рисунок: Гипсовая голова (Антиной, Аполлон, Гермес) Бум.графит (размер 40х50) не менее 5 шт.,Живопись: Натюрморт средней сложности бум.акварель (размер 40х50) не менее 5 шт., Наброски, зарисовки, этюды.

Все работы в портфолио должны быть оформлены и представлены в папке. Для архитекторов учитываются оценки за ГИА по математике.

После первого этапа конкурсного отбора, необходимо пройти собеседование по истории искусств. Собеседование призвано проявить общий уровень развития поступающего, его степень подготовленности к освоению профессии, желание учиться и осознанность выбора, направление интересов.

Список вопросов для подготовки для поступающих в 5 класс:

1. Какие музеи Вы знаете. Расскажите о Вашем любимом музее, (о любимом зале в этом музее, о любимом произведении). 2. Знаете ли Вы, где находится институт им. Е.И. Репина. Как Вы думаете, для чего нужна Академия Художеств. Кто учится в институте им. И.Е. Репина? Что они изучают?

3. Расскажите о Вашем любимом художнике, его произведении.

4. Расскажите о Вашем любимом скульпторе, его произведении. 

5. Расскажите о Вашем любимом произведении в Государственном Русском музее (можно на выбор из экспозиций Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Строгановского дворца, Михайловского замка, Мраморного дворца, Летний сад и Летний дворец Петра I, домик Петра I).

6. Расскажите о Вашем любимом произведении в Государственном Эрмитаже (можно на выбор из экспозиций Главного комплекса, Главного Штаба, Меньшиковского дворца, Зимнего дворца Петра I, Реставрационно-хранительского центра)

7. Расскажите свое впечатление от какой-нибудь художественной выставки, на которой Вы были.

8. Расскажите, что Вы думаете, в чем разница между живописью и скульптурой. Чем бы Вам больше хотелось заниматься, лепить или рисовать?

9. На чем можно рисовать? Чем можно рисовать? Какие краски Вы пробовали? Расскажите, как Вы понимаете, в чем отличие между рисунком и картиной?

10. Что Вы знаете о нашей школе, чем Вас привлекает обучение в СПГАХЛ им. Б.В. Иогансона? Кем Вам хочется стать? Почему?

11. Какие жанры Вы знаете? Как Вы думаете, для чего служит жанр портрета (пейзажа, натюрморта, исторического, бытового и т.д.).

 Расскажите о своем любимом произведении, какой у него жанр?

13. Как Вы думаете, что такое шедевр? Почему произведение становится шедевром? Расскажите о каком-нибудь шедевре.

14. Как Вы думаете, для чего нужна работа художника? В каких областях проявляется талант художника?

15. Ходили ли Вы на этюды, рисовали ли на природе? Расскажите, как Вы думаете, зачем нужна работа на пленэре.

16. Что такое набросок? что такое этюд? Что такое эскиз? Как Вы думаете, зачем они нужны?

Для поступления в 6 класс :

1. Кпкие музеи Вы знаете. Расскажите о Вашем любимом музее (о любимом зале в этом музее, о любимом произведении).

2. Знаете ли Вы, где находится институт им. Е.И. Репина. Как Вы думаете, для чего создана Академия Художеств. Кто учится в институте им. И.Е. Репина? Что они изучают?

3. Расскажите о Вашем любимом художнике, его произведении.

4. Расскажите о своем любимом скульпторе, его произведении.
5. Расскажите о Вашем любимом произведении в Государственном Русском музее (можно на выбор из экспозиций Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Строгановского дворца, Михайловского замка, Мраморного дворца, Летний сад и Летний дворец Петра I, домик Петра I).

6. Расскажите о Вашем любимом произведении в Государственном Эрмитаже (можно на выбор из экспозиций Главного комплекса, Главного Штаба,

Меньшиковского дворца, Зимнего дворца Петра I, Реставрационно-хранительского центра)

7. Расскажите свое впечатление от какой-нибудь художественной выставки.

8. Расскажите, что Вы думаете, в чем разница между живописью и скульптурой. Чем бы Вам хотелось заниматься больше, лепить или рисовать?

9. На чем можно рисовать? Чем можно рисовать? Какие краски Вы пробовали? Чем Вам нравится рисовать (например карандаш, пастель, гуашь, акварель, масло и т.д.)? Почему?

 Расскажите, как Вы понимаете, в чем отличие между рисунком и живописной работой?

10. Что Вы знаете о нашей школе, чем Вас привлекает обучение в СПГАХЛ им. Б.В. Иогансона? Кем Вам хочется стать? Почему?

11. Какие жанры Вы знаете? Как Вы думаете, для чего служит жанр портрета (пейзажа, натюрморта, исторического, бытового и т.д.). Расскажите о своем любимом произведении, какой у него жанр?

12. Как Вы думаете, что такое шедевр? Почему произведение становится шедевром? Расскажите о каком-нибудь шедевре.

13. Как Вы думаете, для чего может пригодится работа художника?

14. Ходили ли Вы на этюды, рисовали ли на природе? Расскажите, как Вы думаете, зачем нужна работа на пленэре.

15.Что такое набросок? что такое этюд? Что такое эскиз? Как Вы думаете, зачем они нужны?

16. Живопись — вид изобразительного искусства. Дайте определение, какие еще виды изобразительного искусства Вы знаете. Приведите примеры произведений.

17. Скульптура — вид изобразительного искусства. Дайте определение. Какие еще виды изобразительного искусства Вы знаете. Приведите примеры произведений.

18. Станковая и монументальная живопись, что это такое?  Как Вы думаете, в чем их сходство и отличие. Расскажите, видели ли Вы примеры монументальной живописи (например в метро, храмах, других зданиях)?

19. Как Вы думаете, почему мозаику называют «вечной живописью»? Видели ли Вы мозаики? Какие? Как Вы думаете, чем мозаики отличаются от картин?

20. Какое Ваше любимое произведение? Почему именно оно? Расскажите, как Вы думаете, в чем отличие между самим произведением и его фотографией, репродукцией.

Поступление в 10 класс (архитектура):

1. Ваш любимый русский архитектор, его произведения.

2. Ваш любимый зарубежный архитектор, его произведения.

3. Что Вы знаете об институте им. И.Е. Репина, его истории. Когда, кем и для чего была создана Академия Художеств. Когда, кем, в каком стиле построено здание Академии Художеств. Каких извевстных художников — выпускников этого учебного заведения Вы знаете?

4. Расскажите о истории создания и стиле какого-либо известного здания города (на Ваш выбор, Для примера: Петропавловский собор, соб. Смольного монастыря, Таврический дворец, Адмиралтейство, ансамбль Александринского театра, дворец Белосельских-Белозерских, здание Московского вокзала, здание музея училища Технического рисования барона Штиглица, ц. Воскресения «на крови», дом компании «Зингер», здание торгового дома братьев Елисеевых)

5. Какие современные альбомы и периодические издания по архитектуре Вы знаете. Ваши впечатления.

6. Какие стили города Вы знаете (примеры построек).

7. Эклектика в архитектуре — что это? Примеры произведений в Санкт Петербурге.

8. Ваш любимый архитектор города. Примеры произведений.

9. Коллекция Государственного Русского музея (на выбор экспозиция одного зала Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Строгановского дворца, Михайловского замка, Мраморного дворца, Летний сад и Летний дворец Петра I, домик Петра I)

10. Коллекция Государственного Эрмитажа (на выбор экспозиция одного зала Главного комплекса, Главного Штаба, Меньшиковского дворца, Зимнего дворца Петра I, Реставрационно-хранительского центра)

11. Что такое синтез искусств, стиль. Какие архитектурные стили мира Вы знаете? Примеры произведений.

12. Ваш любимый стиль современной архитектуры.

13. Ваше любимое современное произведение архитектуры.

14. Что такое архитектурная композиция. Принцип статики, динамики, архитектоники, равновесия масс, объемности в архитектурной композиции.

15. Что такое стоечно-балочная и арочная конструкции, какие типы конструкций Вы знаете.

16. Ордерная система: типы классических ордеров, история, определение, части ордера, примеры произведений с использованием ордера.

17. Римская архитектурная ячейка: история, определение, примеры.

18. На каких временных выставках Вы были в последний год. Ваши впечатления (для жителей других городов возможно рассказать о постоянной экспозиции местных музеев).

19. Какие области деятельности архитектора Вы знаете.

20. Чем Вас привлекает обучение в СПГАХЛ им. Б.В. Иогансона. Что изучают в нашей школе? Кем Вы хотите быть? Чем Вам поможет обучение в нашей школе?

21. Пригороды Санкт-Петербурга. Какие архитектурные памятники пригородов СПб Вам известны?

22. Расскажите о каком-нибудь памятнике садово-паркового, ландшафтного зодчества (предлагаем обратить внимание на парки Санкт-Петербурга и пригородов).

Экзаменационные задания для очного этапа конкурса

  • 5 класс: рисунок — натюрморт с гипсовым кубом, живопись — бытовой натюрморт (акварель), композиция — эскиз на тему «Сказка» по свободному выбору
  • 6 класс : рисунок- натюрморт с гипсовыми фигурами (шар, конус, призма, куб и др.), живопись — бытовой натюрморт (акварель), композиция — эскиз на свободную тему
  • 7 класс : рисунок — гипсовый орнамент (окант), живопись — бытовой натюрморт с металлическими или стеклянными предметами (акварель), композиция — эскиз к литературному произведению.
  • 8 класс на направление «живопись»: рисунок — гипсовая часть лица Давида (глаз), живопись — бытовой натюрморт с предметами различных по материальности (акварель), композиция — эскиз композиции на заданную тему, например, «друзья», «мастерская», «лето» и т.д.
  • 8 класс на направление «скульптура»: рисунок — гипсовый орнамент (карандаш) , скульптура — гипсовый орнамент (глина), композиция — эскиз композиции на заданную тему, например, «друзья», «мастерская», «лето» и т.д. (глина, пластелин)
  • 9 класс на «живопись» : рисунок — гипсовая античная голова, живопись — бытовой натюрморт из предметов различных по материалу(акварель), композиция — эскиз композиции на заданную тему бытовой сценки из 2-3 человек.
  • 9 класс на «скульптуру» : рисунок — часть лица Давида (глаз, нос, губы), скульптура — часть лица Давида (глина), композиция — эскиз композиции на заданную тему бытовой сценки из 2-3 человек (глина, пластелин)
  • 10 класс на «живопись» : рисунок- портрет натурщика, живопись-портрет натурщика (холст/масло), композиция — эскиз композиции на заданную тему (холс/масло)
  • 10 класс на отделение «архитектура» : рисунок- гипсовая античная голова, живопись — бытовой натюрморт (акварель)

Общие сведения: Экзаменационные работы выполняются на формате 40х50 см на бумаге, натянутой на планшет. Работы по рисунку выполняются карандашом, задания по живописи- акварелью, для выполнения задания по композиции используется акварель и допускается использование гуаши. Для поступающих в 10 класс на отделение живописи экзаменационные задания выполняются маслом на холсте. Для поступающих на отделение скульптуры — задания исполняются в глине и пластилине. На задания по каждой дисциплине отводится от 6 до 10 часов.

Примеры экзаменационных работ:

Информация и примеры экзаменационных работ взяты с официального источника — artlicei.ru