В процессе обучения изобразительному искусству , учащийся часто сталкивается с необходимостью выполнения определенных поставленных педагогом задач. Понимание учащимся способов достижения конечной цели, в результате решения этих задач, формирует основные навыки, знания и умения практического характера.
Для тех, кто еще не знаком с принципом письма плоской кистью и «мозаичной» живописью Михаила Врубеля, предлагаем посмотреть фрагменты картин для общего понимания и визуального представления.
В данной статье мы расскажем Вам об одном из упражнений , которое может быть как самостоятельным учебным заданием по направлению живопись, так и основой для творческой деятельности учащегося. Задание подойдет для всех, начиная с младшего школьного возраста до студентов и взрослых.
Начнем практическое знакомство с живописью с условной трактовкой формы и цвета — письмом «квадратами».
Для выполнения задания нам понадобится: подставка/столик для натюрморта, бытовые предметы, планшет, бумага акварельная, акварель, кисти белка.
Ставим натюрморт правильно:
1) тематика (деревенский/кухонный/атрибуты искусств и т.д)
2) подбор предметов. Предметы должны быть разные по форме и «массе» — широкие и узкие, высокие и низкие.
3) выбор колорита, подбор цветов. Можно пользоваться цветовым кругом — вписать в него равносторонний треугольник, углы которого будут указывать на 3 основных цвета. Дополнительные цвета — это цвета, которые находятся по бокам от основных.
4) фактура предметов. Желательно чтобы предметы были сделаны из разных материалов (стекло, металл, керамика, дерево)
5) композиция. Не перегружайте пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть. Для постановки будет достаточно 2-3 бытовых предмета и вспомогательные детали — яблоко, апельсин, лук и т.д. И не забудьте — при всех правилах — натюрморт должен быть просто красивым.
Пишем натюрморт. Принцип «квадратов».
Для упражнений подойдут форматы А4 — А3. Можно натянуть бумагу на планшет или достаточно будет хорошо закрепить на планшет с помощью зажимов.
Цели задания:
Получить навыки работы с палитрой, уметь смешивать цвета, добиваться нужных оттенков. Почувствовать красоту многоцветной живописи. Уметь «лепить» форму предметов с помощью изменения тона и тепло-холодности. Уйти от «раскрашивания» предметов одним цветом.
Этапы выполнения задания:
- Композиционно выстраиваем натюрморт на листе.
- Когда основные массы и пропорции предметов намечены, а также верно взято местоположение предметов — Начинаем строить каждый предмет по отдельности.
- Каждый предмет, плоскость стола, драпировки — легкими линиями или пунктиром делим на условные квадратики. Вертикальные и горизонтальные линии, формирующие квадраты, должны лежать по форме предметов, .т.е. быть не абсолютно прямыми как в школьной тетрадке, а повторять форму самого предмета, горизонтальные линии должны стремиться к форме элипса.
- Работа в цвете. Заполняем наши предметы цветом так, что бы каждый наш квадрат был своего оттенка. Каждый оттенок ищем и смешиваем на палитре. Многообразие цветов и оттенков должны формировать предмет — его свет, тень, рефлексы. При всем многообразии оттенков, используемых в предметах, общая цветовая гамма должна оставаться единой. Необходимо сохранять цветовую целостность каждого предмета и следить за формой, объемом и не терять «рисунка» предмета. Вести работу можно «от куска» (от одного предмета) или равномерно заполнять весь лист.
- По такому принципу заполняем всю композицию листа. На первых этапах лучше делать короткие этюды. Писáть можно в один или несколько слоев. «Квадратики» могут расплываться или деформироваться по мере работы над этюдом, главное сохранять общий принцип ведения работы.
Иллюстративный материал. Акварели Поля Сезанна.
Творческих открытий и успехов!
Материал подготовлен художественной школой АШБЕ arthb.ru