В рисунке и живописи , не зависимо о поставленных задач, художник помимо композиции и цвета, определяет тональность всего своего произведения, в том числе тональные отношения изображаемых предметов (фигур). Использование термина «тон» является неотъемлемым и наиболее частым в профессиональной лексик. Итак, что такое тон ? Тон — это светосила (светлота). Светосила непосредственно всегда зависит от цвета предмета, его освещения,его удаленности от зрителя. Говоря простым языком, тон — это светлее или темнее. Например , тон белой чашки будет светлее , чем тон серой чашки, а серая чашка будет светлее по тону черной чашки. То есть мы можем представить себе тональную шкалу от белого до черного цвета, где белый — светлый тон, серый — средний тон и черный — темный тон. Конечно , это сравнение достаточно условно, в практике тональные отношения между изображаемыми предметами куда более разнообразны и имеют множество нюансов.
Или же взяв две одинаковые белые чашки , одну поставить близко, а другую на достаточном удалении от глаз, то белее будет казаться ближняя и она же будет более светлая по тону. А черная наоборот будет казаться темнее, которая ближе. Здесь подойдет незыблемое правило «то , что ближе к нам — контрастнее; то, что дальше — мягче». Вы ведь наверняка замечали на улице , вокруг себя мы видим четкие очертания зданий, людей, предметов и отчетливо их различаем, а то что находится вдалеке от наших глаз как будто сливается , очертания перестают быть четкими, мы не видим отчетливо цвет, форму , и если зажмуриться, то вдалеке все станет одним пятном.
Умение видеть и чувствовать тон необходимо и художнику-графику, и живописцу, и даже дизайнеру.
В тональном рисунке понятие «линия» отходит на второй план, художник работает «пятном» , то есть тоном. Поэтому начиная со школьных лет в художественных учебных заведениях присутствую задания на тональный разбор учебных постановок, в частности натюрмортов, выполненных в различных техниках : графитными карандашами разной мягкости, тушью, монохромно акварелью. Тональный рисунок зачастую присутствует в экзаменационных заданиях в средних и в высших учебных заведениях. В этом случае задачей ставится подробный тональный разбор всей постановки, тщательная моделировка предметов с учетом освещенности , передача фактур и материальности. Тем не менее , при таком подробном тональном разборе и точной передачи натуры , рисунок не должен стать «механическим» — похожим на фотографию, следует избегать гиппереализма. Независимо от поставленных задач , рисунок должен стремиться быть художественным произведением, со своей эстетикой и выразительным художественным языком. Ведь штрих — это средство заполнения листа тоном, а насколько выразительным оно будет зависит от художника.