Методы живописи

натюрморт акварельПри всем многообразии стилистических и художественных приемов, направлений и стилей живописи, можно выделить два основных метода (приема):

    1. Метод алла прима (alla prima)
    2. Многослойная живопись

Метод алла прима подразумевает выполнение всей работы (от начала и до конца) до того, как краска начнет высыхать. Зачастую работа ведется “по-сырому”. Метод алла прима весьма распространен в современной живописи и стал устойчивой тенденцией ее развития.

В живописи прошлого и нынешнего века прием алла прима является главным приемом натурной работы.

Метод алла прима мы можем наблюдать у импрессионистов, а также барбизонцев, которые одни из первых работали на природе.

Чаще всего, работая в данном приеме, подготовительный рисунок не делается, может использоваться легкий набросок.

Поскольку живопись ложится практически в один слой, следует выбирать грунты не сильно тянущие, а также отказаться от “скользких” грунтов. Чаще всего под живопись алла прима используют белые, либо светлых оттенков грунты. Светлый грунт обеспечивает высокую светоносность живописным краскам и отвечает задачам работы в данном методе.

Живопись алла прима имеет свою особенную красоту, непосредственность, эмоциональность, свежесть колорита и впечатления в целом.

Многослойную живопись можно условно разделить на несколько составляющих:

    • подмалевок
    • прописки
  • лессировки

Подмалевок является подготовительным этапом к дальнейшей живописи, является ее первым слоем.

Подмалевок выполняется тонким и жидким слоем, для его выполнения рекомендовано применение летучих разбавителей и использование хорошо сохнущих красок (с меньшим содержанием масла).

Главной задачей подмалевка является моделировка формы — рисунка, а также задание колорита, тем не менее подмалевок часто выполняется в монохроме. Теплый колорит, выбранный для подмалевка, хорошо работает в рефлексах при определенных живописных задачах и соблюдении методики живописи. После полного просыхания подмалевка его необходимо обработать межслойным лаком.

После выполнения подмалевка выполняется основной живописный слой со всеми необходимыми прописками — как жидкими, так и корпусными. Для многослойного письма важно хорошо просушивать картину после каждого этапа работы. Между слоями обязательно использование межслойных или ретушных лаков, которые обеспечат лучшее сцепление между живописными слоями,а также сохранят их прозрачность, светоносность и цветность красок.

Лессировки представляют собой заключительный этап в работе над живописным полотном. Лессировки являются очень тонкими и прозрачными (полупрозрачными) слоями, наносимые на предыдущий слой живописи для придания дополнительного тона или цвета.

Лессировки могут выполняться на любой слой живописи и даже на любом из ее этапов, но если обратится к работам старых мастеров, можно увидеть как лессировки работают на светлых подложках и являются задуманным художественным приемом для обогащения, нюансировки и придания наибольшей выразительности живописи.

Используя в своей работе лессировки нужно знать несколько важных аспектов:

    • краски для лессировки разжижаются жирными маслами, лучше в сгущенном виде, например, хорошо использовать уплотненное льняное масло (полимеризованное)
    • краски для лессировок можно использовать в чистом виде, а также их смешением.
    • лессировкой можно добиться как более интенсивного и яркого тона и цвета, так и погасить цветность предыдущего слоя и придать тональную глубину.
  • лессировать можно по много слоев до достижения нужного результата,

но каждый слой нужно хорошо просушивать, как и любой другой слой живописи

    • наносить лессировочный слой можно на гладкую и фактурную поверхность краски
  • лессировки наносятся с помощью кисти, могут втираться в красочный слой пальцами, ладонью или куском материи. При лессировке на больших поверхностях целесообразно использовать флейц.

Также следует иметь ввиду что лессировки в отличии от корпусных красок, поглощают свет, а не отражают его. Тем не менее использование лессировок в современной живописи может служить вспомогательным приемом и ее обогащением.