Композиция. Декоративный натюрморт. Поэтапное ведение работы

Декоративный натюрморт часто является экзаменационным заданием при поступлении на творческие специальности, в частности для будущих дизайнеров.

Такое задание в качестве творческого испытания по композиции выполняют и в училище им Н.К.Рериха,и  в Академии им.А.Л.Штиглица, и в институте дизайна и в многих других учебных заведениях.

Как правило, задание звучит “выполнить декоративный натюрморт ( в цвете или в черно-белом варианте)”. Не все абитуриенты понимают что это вообще такое, и какие требования и критерии к его выполнению. Задача не такая сложная, как может показаться на первый взгляд.

В большинстве случаев на экзамене не требуется выполнять сложно -стилизованный натюрморт, а необходимо плоскостно, декоративно и гармонично решить композицию листа , беря за основу бытовые предметы, овощи , фрукты и т.д.

На примере рисунка №1 рассмотрим методику ведения работы. На данном примере разберем именно композиционное решение заполнения плоскости листа,  пока не касаясь вопросов тона и цвета.

Декоративный натюрморт. Поэтапное ведение работы

Ведение работы можно разбить на несколько этапов:

  1. Вообразим настоящие бытовые предметы, вспомним постановки из живописи, представим реальный натюрморт (если композиция произвольная и нет изначально заданных предметов)

На примере рис. №1 мы используем самые простые предметы — чайник, сито, бутылка, яблоко, горшочек (он нам не понадобился в дальнейшей работе над декоративным натюрмортом).

2. На основе этих предметов мы выстраиваем начало композиции из нескольких линий (рис. №2). Эти линии должны стать векторами, на которые будет “нанизываться” остальная композиция. Данный этап является основным и очень важным — здесь вы задаете пластику и динамику дальнейшей композиции, ее основную форму.

Форма линий, их величина и другие параметры должны быть связаны с бытовыми предметами, которые мы уже придумали.

3. Пытаемся скомпоновать предметы, не нарушая движения заданных векторов (рис. №3). Масштаб, наклоны, некоторые элементы можно менять, что-то можно стилизовать. Изображаем все линеарно, плоскостно.

4.Когда основные предметы натюрморта скомпанованы, и основная пластика найдена — компануем остальной лист, не забывая про векторы композиции. Добавляем необходимые нам предметы, драпировки, фрукты.

Необходимо следить чтобы композиция была уравновешена, гармонична. Внимательно анализируем взаимодействие масс по величине (чтобы не было излишне дробно с большим количеством мелких деталей, и чтобы не было пусто из-за отсутствия средних и мелких форм),необходимо следить за горизонталями, вертикалями композиции — они должны взаимодействовать между собой и поддерживать композиционный строй. На рисунке №5,6,7 отмечено зеленым , голубым и фиолетовым фломастером движение основных направлении композиции.

Для выполнения задания “декоративный натюрморт” вам потребуется выполнить достаточное количество эскизов и подготовительной работы, в том числе самостоятельной, чтобы набить руку и легко справляться с поставленной задачей.

Когда мы нарисовали саму композицию нам предстоит выполнить работу в тоне и цвете.

Читать далее: декоративный натюрморт в тоне (монохромный/черно-белый)

Читать далее: декоративный натюрморт в цвете